Хватит ли у Азербайджана своих углеводородных запасов? | ||
Ф.АЛИЗАДЕ | ||
Азербайджан активизирует на международном рынке свою внешнеполитическую деятельность. Столь теплому отношению к нашей стране на мировых рынках не стоит удивляться, ведь главным экспортным товаром нашей страны являются углеводородные ресурсы. В настоящее время Азербайджан, успешно сотрудничая с ведущими нефтяными компаниями мира, продолжает наращивать объемы поставок нефти на мировые рынки. В январе 2007 года добыча нефти в Азербайджане составила 3 млн. 770 тыс. тонн, что на 9,1% больше, чем в первом месяце 2007 года. Об этом сообщается в ежемесячном отчете Госкомстата Азербайджана. Основная часть добытой сырой нефти пришлась на долю Азербайджанской международной операционной компании (AIOC), которая извлекла из недр в прошлом месяце почти 3 млн. тонн нефти и 748,6 млн. кубометров природного газа (соответственно на 12,7% и в 2,9 раза больше). И неудивительно, что во время встреч на высоком уровне чаще всего идет речь о возможности иностранных компаний принимать участие в разработке азербайджанских месторождений или о поставках азербайджанской нефти в эти страны. Не стал исключением и нынешний визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Польшу. Президент посетил в среду польский портовый город Гданьск и ознакомился с нефтеперерабатывающим заводом, куда будет поступать азербайджанская нефть. Гданьск - крупный порт на Балтийском море, центр промышленности, в частности, нефтехимической и машиностроения. Гданьск - конечный пункт доставки каспийских углеводородов по новому маршруту Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Польская сторона ознакомила Ильхама Алиева с экономическим потенциалом города и мощностью нефтеперерабатывающего завода компании "ЛОТОС". Мощность НПЗ компании "ЛОТОС" - 6 млн. тонн в год, после реконструкции она увеличится до 10 млн. тонн в год. На заводе перерабатывается российская нефть, которая поступает по трубопроводу "Дружба". После ввода в эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск к 2010 году, здесь будет перерабатываться и каспийская нефть. Для реализации этого проекта в прошлом году было создано международное трубопроводное объединение "Сарматия", в состав которого в том числе вошла Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР). Политическое решение о создании этой компании, которая занята подготовкой технико-экономического обоснования (ТЭО) нефтяного маршрута Баку-Тбилиси- Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, было принято в октябре прошлого года на Вильнюсском энергетическом саммите руководителями Азербайджана, Грузии, Украины, Польши и Литвы ("Тренд"). Тем временем участники международной трубопроводной компании "Сарматия", которыми являются Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), грузинская Georgian Oil and Gas Corporation Ltd. (GOGC), украинская "Укртранснафта", польская Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A., увеличили процентную долю своего участия, за исключением литовской AB Klaipedos Nafta. Как сообщил Fineko/abc.az начальник пресс-службы ГНКАР Низамеддин Гулиев, доля ГНКАР в компании до повышения составляла 23%. "На данный момент доля ГНКАР, как и Georgian Oil and Gas Corporation Ltd. (GOGC), "Укртранснафта" и Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A., составляет 24,75%, а литовской AB Klaipedos Nafta - 1%", - сказал Н.Гулиев. ГНКАР стала участником изначально польско-украинского ООО "Международное трубопроводное предприятие "Сарматия", наряду с грузинской Georgian Oil and Gas Corporation Ltd. (GOGC) и литовской AB Klaipedos Nafta. Европейский союз выделил компании 2 млн. евро для подготовки ТЭО развития нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. 5 июля 2007 года на общем собрании акционеров ООО под Варшавой был подписан документ, в соответствии с которым нынешние и будущие участники МТП "Сарматия" соглашались увеличить уставный фонд компании с 2 млн. злотых до 12 млн. злотых (4,5 млн. долларов) путем создания дополнительных 20 тыс. долей. При этом "Укртранснафта", Przyjazn, GOGC и ГНКАР получили по 5,940 тыс. долевых частей, а AB Klaipedos Nafta - 240 паев. В собрании участвовали представители "Укртранснафты" и польской Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A., генеральный директор AB Klaipedos Nafta, GOGC и вице-президент ГНКАР. Магистральный нефтепровод Одесса - Броды построен в 2001 году для транспортировки каспийской нефти. В течение нескольких лет он не использовался. В конце июня 2004 года правительство Украины разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме. Для реализации проекта строительства участка нефтепровода Броды-Плоцк протяженностью около 490 км "Укртранснафта" и польский нефтетранспортный монополист Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A. (PERN Przyjazn) 12 июля 2004 года создали совместное предприятие "Сарматия". Основными направлениями деятельности компании являются подготовка проектно-сметной документации, привлечение инвестиций, обеспечение строительных работ. В данный момент "Сарматия" ведет подготовку проекта Евразийского нефтетранспортного коридора. Конечно, ввод нового трубопровода позволяет диверсифицировать маршруты поставок нефти. Однако вполне резонный вопрос состоит в том, кто будет поставлять нефть в нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. По крайней мере Россия выступает явно против данного трубопровода, а среди компаний-участниц только ГНКАР имеет нефтяные месторождения. Насколько для Украины сложна ситуация с поиском сырой нефти можно проследить по следующей информации. ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.) в январе импортировала 80 тыс. тонн иракской нефти марки Kirkuk. Как передает УНИАН, об этом сказал исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн на пресс-конференции в Киеве ("Тренд"). По его словам, это первые поставки иракской нефти в Украину за всю историю. При этом он добавил, что "Укртатнафта" была вынуждена импортировать сырье в связи с прекращением поставок российской нефти. По своему качеству нефть Kirkuk близка к российской нефти марки Urals, которая ранее поставлялась на "Укртатнафту". ЗАО "Укртатнафта" создано в 1994 году в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана на базе Кременчугского НПЗ. Проектная мощность предприятия составляет 18,6 млн. тонн переработки нефти в год. 61,346 процента акций "Укртатнафты" принадлежит государству и передан в уставный фонд НАК "Нафтогаз Украины", 28 процентов - министерству имущества и земельных ресурсов Татарстана (в октябре 2006 года переданы в доверительное управление ОАО "Татнефть"), 8,6 процента - компании "Татнефть" (Татарстан), 1,2 процента акций владеет ООО "Корсан", аффилированное с группой "Приват". Впрочем, единственная надежда остается на зарубежные компании, добывающие нефть в Казахстане. Напомним, что добываемой и принадлежащей ГНКАР нефти должно хватить для строящихся нефтеперерабатывающих заводов в Турции и Азербайджане, с общим объемом переработки свыше 50 млн. тонн. А как быть с украинско-польским направлением, или у ГНКАР есть неведомые широкой публике объемы добычи нефти? Возможна ставка на казахстанскую нефть. Уже в текущем году некоторые объемы ее будут транспортироваться через Азербайджан к черноморским берегам. Американская компания Chevron - оператор разработки казахстанского месторождения "Тенгиз" - намерена в этом году увеличить добычу после запуска нового производственного оборудования, сообщила американская компания, передает Energy Intelligence Group. Chevron обладает 50-процентной долей в предприятии Tengizchevroil, которое разрабатывает нефтяное месторождение "Тенгиз", расположенное в Каспийском море. Другими участниками проекта являются Exxon Mobil, Lukoil и "КазМунайГаз". "В середине 2008 года производственная мощность будет составлять 540 тыс. баррелей в день, - сказал представитель Tengizchevroil Линси Креин. - Мы намерены добывать 18 млн. тонн нефти в 2008 году". В прошлом году Tengizchevroil добыло 13,9 млн. тонн (около 320 тыс. баррелей в день). Рост добычи в этом году будет возможен за счет строительства новой технологической линии и установки оборудования по обратной закачке газа в пласт. Большую часть добычи 2007 года (12,8 млн. тонн) компания экспортировала по трубопроводу КТК (Тенгиз-Новороссийск), а оставшийся 1 млн. тонн перевозила по железной дороге. Можно сказать, что КТК достигает полной мощности, но Россия мешает планам расширения, требуя более высокой выплаты, сообщает Energy Intelligence Group. Акционеры КТК, оператором которого также является Chevron, в прошлом году пошли России на уступки, но фактическое расширение консорциума все еще не началось. Chevron также намерена транспортировать свою нефть с "Тенгиза" через Азербайджан. Нефть будет доставляться по Каспию в Баку танкерами Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства. Контракт предполагает перевозку 2 млн. тонн нефти в год. Всего компания намерена транспортировать через территорию Азербайджана около 5 млн. тонн нефти. Часть нефти будет перевозиться танкерами Казахстана. Транспортировку нефти будет осуществлять компания Cross Caspian, часть долевого участия в которой принадлежит Госнефтекомпании Азербайджана. Нефть с "Тенгиза" будет транспортироваться по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), управлением которого занимается компания BTC Co, а также по железной дороге в грузинские порты Кулеви и Батуми. До грузинских портов нефть будет доставляться железнодорожным транспортом. Владельцем грузинского черноморского терминала в Кулеви является ГНКАР, а в Батуми - "КазМунайГаз" ("Тренд"). А в дальнейшем, транзитом через Азербайджан, может пойти нефть и из другого крупного казахстанского месторождения "Кашаган". Но, как видим, при любом раскладе свое окончательное слово должно сказать руководство Казахстана. Официальная Астана выжидает, когда у Азербайджана начнут падать объемы нефтедобычи, и тогда уже по максимально низким ценам Казахстан может получить право доставлять казахстанскую нефть как по Баку-Тбилиси-Джейхан, так и по нефтепроводу Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. |
Zerkalo.az, Пт. , Фев. 29, 2008
No comments:
Post a Comment