Этот вопрос продолжает оставаться причиной бурных дискуссий в нашей стране | ||
Е.МАЛАХОВА | ||
Азербайджан - государство светское, а значит, религия отделена от государства. Но в последние годы религия стала играть все более существенную роль в жизни нашего общества, и постепенно многие граждане нашей страны переходят от безверия, проповедовавшегося 70 лет советской властью, к вере. Сейчас в нашем социуме все чаще поднимается тема изучения религии в средних учебных заведениях. У кого-то даже сама мысль о такой возможности встречает открытое сопротивление, и они мотивируют свои доводы тем, что в светских школах такому предмету не место. Желающим же приобщиться к религии они советуют поступать в медресе, посещать воскресные школы. Сторонники введения в школьную программу изучения религии настаивают на том, что это принесет пользу школьникам, ведь благодаря данному предмету они смогут постигнуть такие вечные ценности, как неприятие насилия, всепрощение и т.д. Они убеждены в том, что знание основ религии послужит не чем иным, как противовесом нравственному и духовному разложению, имеющему сейчас место. Эта тема стала предметом жарких дебатов и споров. В частности, кто-то считает, что правильнее было бы преподавать религию, которую исповедует большинство населения, то есть ислам, другие же настаивают на том, что в школьной программе должна даваться информация обо всех основных религиях. Еще один повод для споров - в каких классах стоит изучать данный предмет, и если кто-то из сторонников его введения ратует за то, чтобы его изучали на протяжении всего учебного процесса, то кто-то считает, что его должны изучать только в старших классах. Первые считают, что у детей с юных лет возникают вопросы по поводу религии, а родители далеко не всегда могут на них ответить, в связи с чем существует вероятность, что религиозный голод дети и подростки начнут удовлетворять у представителей неформальных религиозных течений. Последние мотивируют свою точку зрения тем, что старшеклассникам, со своими уже в общем-то устоявшимися взглядами на жизнь, проще будет воспринимать подобную информацию. Быть или не быть религии в школах? Этот вопрос мучает не только нашу общественность, но и является поводом для обсуждения в ряде стран постсоветского пространства. Так, по заявлению главы Русской православной церкви Алексия II, с 1 сентября 2009 года во всех школах России будет введен предмет "Основы православной культуры". По его словам, этот предмет будет преподаваться в рамках учебного компонента "духовно-нравственное воспитание". Он подчеркнул, что для тех, кто исповедует другие религии, следует ввести соответствующие предметы, а атеистам будет преподаваться курс "Основы нравственной этики". Однако многие российские деятели культуры и науки высказались категорически против внедрения религии в средние образовательные заведения. Ученые обратились с письмом к президенту РФ и напомнили о светском характере государства в России и свободе вероисповедания. По их мнению, для знакомства школьников с религией было бы достаточно культурологического курса "История мировых религий". В разных странах по-разному относятся к вопросу о необходимости преподавания религии учащимся школ. Скажем, во Франции и некоторых других европейских странах нет религиозного образования в школах. В ряде других государств религиозное образование организуется и контролируется государством. В этом случае у детей есть выбор изучать религию или этику. Кстати, Европейский союз настаивает на том, чтобы религиозное образование было факультативным. Отметим, что еще в октябре 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию N 1720 "Образование и религия". ПАСЕ пришла к выводу, что "террористические акты, расизм, ксенофобия, межнациональные конфликты имеют религиозный аспект". При этом в семьях знание религии уходит, а невежество и фанатизм растут. ПАСЕ призвала Комитет министров изучить возможные подходы к обучению основам религий в начальной и средней школе, а правительства - обеспечить обучение основам религии в государственных начальных и средних школах. Совет Европы видит в этом средство борьбы с фанатизмом. Напомним, что еще несколько лет назад предполагалось, что в азербайджанских школах будет введен такой предмет, как "История религии", в котором религия должна была преподноситься школьникам как неотъемлемая часть человеческой цивилизации. При этом изучаться должна была не какая-то одна конкретная религия, а все мировые религии. Однако затем все как-то заглохло, и этот предмет в отечественных школах так и не появился. На сегодняшний день познания в области религии школьники получают из различных предметов, в частности, из истории. Недавно в отечественных СМИ снова прошла информация о том, что со следующего года религия все-таки придет в азербайджанские школы, будет введена новая дисциплина - богословие. Как сообщил TrendLife глава пресс-службы Министерства образования Байрам Гусейнзаде, этот предмет школьники будут осваивать на протяжении всего учебного процесса - с первого по одиннадцатый класс. "На уроках богословия учащиеся будут получать сведения не только об исламе, но и о других религиях. Азербайджан остается светским государством, и наше ведомство будет бдительно следить за тем, чтобы в школах не было случаев религиозного фанатизма и отшельничества", - подчеркнул Б.Гусейнзаде. Теолог Ильгар Ибрагимоглу прокомментировал это новшество следующим образом: "Религия является частью мировоззренческого и культурного воспитания, поэтому ни в коем случае нельзя навязывать этот предмет, а сделать так, чтобы у учащихся и их родителей был выбор - изучать историю и культуру богословия или нет. При этом должна быть свобода совести, т.е. никто не может говорить с ребенком о вопросах религии, не спросив разрешения его родителей и его самого. В связи с этим, во избежание каких-либо недоразумений, необходимо вводить не административные, а факультативные занятия богословия". Однако затем информация о введении в школьную программу богословия была опровергнута. Как сообщил 1news.az глава отдела Министерства образования Фаик Шахбазлы, информация о введении в сентябре 2008 года нового предмета в учебных заведениях - религиоведения - не соответствует действительности. "В наш отдел не поступало указания о начале подготовки учебника по религиоведению. Министерство подобной информацией не располагает", - сказал он. Помимо всех прочих аспектов, мешающих введению религиоведения в школах, существует еще и кадровый вопрос. Даже если этот предмет станет частью школьной программы, преподавать его будет некому. Для этого понадобятся квалифицированные педагоги-теологи, которые, в отличие от мулл, священников и прочих представителей той или иной религии, делали бы акцент на культурной и исторической составляющих мировых религий, а не на пропаганде определенной религии. Если учитывать, что на сегодняшний день в нашей стране имеются трудности с профессиональными педагогическими кадрами даже по основным предметам, можно предположить, что до грамотного изучения религии наше образование дорастет еще не скоро. |
Zerkalo.az, Вт. , Фев. 19, 2008
No comments:
Post a Comment