которому пока нет аналога | ||
Р. РУСТАМОВ | ||
3 марта партия "Милли истиглал" (АМИП) направила в аппарат президента и парламент предложения по изменению Конституции. Как сообщил корреспонденту Day.Az пресс-секретарь по организационным вопросам Назим Алескеров пакет предложений в Конституцию включает в себя возвращение пропорциональной системы голосования, взамен мажоритарной, увеличение числа депутатов со 125 человек до 150, расширение полномочий парламента и муниципалитетов и формирование единого Бакинского городского муниципалитета. Что касается предложения АМИП о введения пропорциональной системы выборов в парламент взамен мажоритарной, то хотим заметить, что данная система действует в парламентских республиках, где контроль над исполнительной властью принадлежит не президенту, а парламенту. Не означают ли предложения по изменению Конституции, что партия "Милли истиглал" выступает сторонником создания парламентской республики? Расширение полномочий муниципалитета является одним из злободневных вопросов, которые интересуют большинство граждан Азербайджана. Существующему в нашей стране двоевластию на местах нет аналога ни в какой стране мира. Фактически же вся власть на местах сосредоточена в руках глав исполнительной власти. А муниципалитеты играют роль вывески, которую предоставляют представителям международных организаций, которых интересует участие граждан Азербайджана в местном самоуправлении. Но что предполагает собой предложение о расширении функций муниципалитетов, предложенное партией "Милли истиглал"? По мнению секретаря по прессе партии Али Оруджева, президент в Азербайджане и так обладает очень широкими функциями. "Мы же предлагаем ограничить функции исполнительных органов власти и передать парламенту часть функций президента". На вопрос нашего корреспондента о том, в чем должны состоять эти ограничения, А. Оруджев заявил, что наши предложения предполагают формирование правительства партией или коалицией партий, победивших на парламентских выборах. "Сегодня Кабинет министров неподотчетен парламенту", - с сожалением отметил А. Оруджев. На замечание нашего корреспондента о том, что премьер - министр каждый год выступает в парламенте с отчетом о деятельности Кабинета министров, секретарь по прессе отметил, что если это и происходит, то носит формальный характер. Что касается нашего вопроса относительно того, какие функции президента будут переданы Кабинету министров, то А. Оруджев предложил нам обратиться с этими вопросами к председателю Центральной дисциплинарной комиссии партии Айдыну Алиеву. А. Алиев заявил нашему корреспонденту, что в случае принятия их предложений правительство будет сформировано политической партией или же блоком политических партий, одержавшем победу на парламентских выборах. "В этом случае отчет правительства не будет носить формальный характер, ведь тогда правительство должно будет отчитываться перед всенародно избранным парламентом", - заявил председатель комиссии. Представитель АМИП отметил, что в случае принятия их предложений президент перестает быть главой исполнительной власти. "Вся исполнительная власть сосредотачивается в руках главы Кабинета министров, который подотчетен парламенту", - сказал А. Алиев. А. Алиев заявил, что выдвинутые его партией предложения предполагают сохранение за президентом части функций исполнительной власти, а именно: осуществление внешней и оборонной политики сохраняется за президентом. На просьбу нашего корреспондента указать в качестве примера какую-либо страну, где президент и парламент совместно осуществляют исполнительную власть, А. Алиев, заявил, что мы исходим из существующих в Азербайджане условий. "Надо учитывать и то, что Азербайджан пока не является устоявшимся государством", - сказал председатель комиссии. Насчет предложений АМИП относительно расширения полномочий муниципалитетов, А. Алиев заявил, что муниципалитеты должны заниматься вопросами здравоохранения, образования и хозяйственными вопросами. Одновременно с этим он отметил, что институт исполнительных органов власти, подчиненного президенту, будет сохранен. На вопрос нашего корреспондента относительно полномочий этих органов политик отметил, что они будут осуществлять руководство деятельностью правоохранительными органами. Когда же наш корреспондент заинтересовался тем, как же исполнительные органы власти, подчиненные президенту, могут осуществлять руководство правоохранительными органами, если самому президенту, в соответствии с изменениями Конституции, предоставляется лишь право осуществления оборонной и внешней политики, а остальные функции исполнительной власти переходят к Кабинету министров, подчиненного парламенту, политик ответил, что он не хотел бы вдаваться в такие подробности. "Если бы это зависело от нас, мы бы ликвидировали исполнительные органы власти. Мы вынуждены выдвигать такие предложения, чтобы добиться хотя бы ограничения полномочий местной исполнительной власти", - заявил член партии "Милли истиглал". Председатель дисциплинарной комиссии заметил нашему корреспонденту, что предложения партии "Милли истиглал" были поддержаны представителями партии "Мусават" и других оппозиционных партий. Мы попросили председателя меджлиса партии "Мусават" Сулхеддина Акпера прокомментировать предложения АМИП по изменениям в Конституции. С. Акпер заявил нашему корреспонденту о том, что партия "Мусават" до сих пор не выражала своего мнения относительно предложений АМИП. "Я сам познакомился с этими предложениями на страницах прессы",- отметил С. Акпер. Он подчеркнул, что "Мусават" также выступает сторонником ограничения полномочий президента и передачи части этих полномочий Кабинету министров. "Но мы требуем также усиления контроля парламента над исполнительной властью и создания независимой судебной власти", - подчеркнул председатель меджлиса. Что касается предложения АМИП о передаче парламенту права формирования исполнительной власти, то С. Акпер заявил, что парламент является лишь органом законодательной власти. Комментируя предложение этой партии о расширении полномочий муниципалитетов, с одновременным сохранением института исполнительной власти, С. Акпер отметил, что не стоит проводить какие - то эксперименты. "Европа уже прошла этот путь в течение многих лет", - сказал С. Акпер. Он заметил, что в европейских странах уже создана совершенная форма местного самоуправления. "Нужно взять немецкую форму местного самоуправления и адаптировать ее к местным условиям", - заявил С. Акпер. На вопрос нашего корреспондента о том, как он относится к возможности контролирования правоохранительных структур главами исполнительных органов власти, находящихся в подчинении президента, С. Акпер ответил, что эти структуры должны управляться своими центральными органами. "Исполнительная власть не может контролировать деятельность силовых структур", - сказал С. Акпер. Отметив необходимость реформирования местных органов власти С. Акпер отметил, что эти реформы должны осуществляться постепенно. "Авторитарный режим не согласится с дезинтеграцией власти, с передачей власти муниципалитетам", - считает председатель меджлиса. Мы сами попытались выяснить, существует ли в мире страна, где парламент, кроме законодательных функций, осуществляет функции исполнительной власти совместно с президентом, благо в наше время существует Интернет, где можно найти информацию о государственном устройстве любой страны мира. Но все наши поиски оказались тщетными. Такой страны просто не оказалось. Конечно, никто не лишает нашу страну возможности стать инициатором создания новой модели государства. Но, хотим заметить, что, как правило, такого рода эксперименты во всем мире всегда приводили к хаосу. P. S. Несколько дней назад в Насиминской районной организации АМИП, где временно разместился также штаб партии, состоялась пресс - конференция, в которой приняли участие секретарь партии по прессе Али Оруджев, секретарь партии по муниципалитетам и выборам Эльшан Мустафаев, председатель дисциплинарной комиссии Айдын Алиев. Пресс - конференция была посвящена как раз предложениям по изменению Конституции. А. Алиев заявил на той пресс - конференции, что большинство членов муниципалитетов назначены исполнительной властью. "Двоевластию должен быть положен конец", - сказал политик. Он отметил, что в Конституции должны быть изменения, которые передадут в ведение исполнительной власти лишь руководство полицией и прокуратурой. А хозяйственная деятельность должна перейти к муниципалитетам", - считает А. Алиев. Когда наш корреспондент попытался узнать у А. Алиева о том, чем же тогда должны будут заниматься Министерство внутренних дел и Генеральная прокуратура, если руководство правоохранительными органами перейдет к главам исполнительной власти, но не смог добиться ответа на свой вопрос. |
Azərbaycanda həyatın müxtəlif aspektləri haqqında xəbər, məqalə və qeydlər.
News, articles and commentary about various aspects of life in Azerbaijan.
Новости, статьи и заметки о различных аспектах жизни в Азербайджане.
No comments:
Post a Comment