4.3.08

ДОЖДЕМСЯ ЛИ МЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ?

С принятия Конституции прошло 13 лет, а соответствующего документа все еще нет

Дж.БАЙРАМОВА

"Тише едешь - дальше будешь". В правдивости этой крылатой фразы вряд ли у кого будут сомнения, хотя порой бывают и исключения. К примеру, сколько бы мы тише ни ехали в плане принятия военной доктрины, а все никак не доедем даже до первой станции. Еще в мае прошлого года президент Азербайджана издал распоряжение об утверждении концепции национальной безопасности, в которой одним из пунктов значилась разработка военной доктрины, документ которой в свою очередь должен был предстать на суд парламента не более чем через три месяца. С тех пор прошло более 9 месяцев, а доктрина все еще на пути в Милли меджлис, вернее, она даже еще не в пути. А если учесть то обстоятельство, что со времен принятия в 1995 году Конституции Азербайджана, где, в частности, говорится о том, что глава государства должен представить военную доктрину, прошло 13 лет, то у этого пути не видно и конца. Вот близится к концу и третий срок президентства с начала действия Конституции, а документ застопорился на одном месте.
Любопытно, в чем же причины столь затянувшейся процессии? Наблюдатели указывают на ряд обстоятельств, которые, как они считают, тормозят этот процесс. Как считает депутат от правящей партии Мубариз Гурбанлы, в настоящее время идет серьезная работа над ее подготовкой. Вполне возможно, что уже в ближайшее время документ будет представлен в парламент, где, конечно, не обойдется без широкого обсуждения. Как отметил депутат, факт затягивания ее принятия далеко не означает отсутствия военной политики и стратегии в направлении усиления и развития армии. "Ну и что, что пока доктрины нет! С практической точки зрения военная политика осуществляется. Под руководством нашего президента реализуются все аспекты относительно концепции безопасности страны, развития военной промышленности, строительства армии, все это и без того происходит", - отметил М.Гурбанлы.
Конечно, доктрина нужна тем не менее, добавил депутат. "Просто, на мой взгляд, задержка с принятием доктрины до сегодняшнего дня объясняется еще и наличием конфликта с Арменией. Может, я и ошибаюсь, по крайней мере, это одна из версий", - заключил он.
По мнению главы Центра военных исследований журналистов Джасура Сумеринли, военная доктрина - это своего рода конституция, определяющая программу действия правительства в военной сфере. Затягивание процесса эксперт связал с тремя основными причинами. Первая сводится к проблеме определения статуса вооруженных сил, иначе говоря, Азербайджан по сути еще не определился в том, какая у него должна быть армия, профессиональная или основанная на принципе действительной службы. Кроме того, будет ли эта армия построена по западным стандартам, или же она должна развиваться в стиле советчины?
Вторая причина, как считает Дж.Сумеринли, упирается в неоднозначности позиции Азербайджана по отношению к его стратегическим партнерам. К примеру, в Грузии ситуация достаточно определенная: страна четко стремится в НАТО и, соответственно, строит свою военную политику в соотвествии с этой стратегической линией. "Тут же ситуация непонятная. Азербайджан старается строить отношения по типу сбалансированной политики - и себя в обиду не дать, и другого не обидеть. В доктрине же четко должно быть указано, кем являются партнеры страны и какие у нее с ними отношения", - пояснил эксперт.
И, наконец, третья загвоздка заключается в проблеме формулировки той части документа, где говорится о государствах, с которыми, возможно, у страны имеются враждебные отношения. В данном случае речь идет об Армении, которая оккупировала азербайджанские земли. По словам эксперта, в международной практике трудно найти такое государство, в военной доктрине которого четко указывалось бы название той или иной страны-неприятеля. "Обычно в подобных случаях названия таких стран опускаются. То есть упор делается на формулировке позиции по отношению к враждебной стране, а не на конкретно ее названии. Неудивительно, что принятая в декабре прошлого года доктрина Армении почти полтора месяца скрывалась от глаз общественности. Люди о ее существовании узнали только в феврале сего года. В ней, кстати, Азербайджан и Турция четко отведены в "черный список" стран, которые представляют для нее угрозу. Думаю, что именно это упоминание заставило армянских политиков какое-то время скрывать документ от общественности, поскольку западные страны, мягко говоря, не одобряют подобную открытость",- сказал эксперт.
Директор Азербайджанского центра демократического гражданского контроля над Вооруженными силами Алекпер Мамедов склонен думать, что в документе доктрины не желательно конкретно указывать страны, которые представляют угрозу для государства. "Вполне достаточно четко обозначить позицию и стратегию действий по отношению к подобным странам, но указывать их названия, я не думаю, что это лучший подход. Я уверен, что международное сообщество этого не примет", - подчеркнул эксперт.
Остается догадываться, какой именно будет военная доктрина Азербайджана. Депутат М.Гурбанлы не исключает, что таковая будет носить оборонный характер, в то же время будет основываться на миротворческих принципах.
Вышеотмеченный эксперт Дж.Сумеринли был более словоохотлив. По его словам, некоторые моменты этого документа уже успели просочиться в прессу. Так, по духу доктрина больше близка к западным традициям разработки подобных документов. То есть военная политика упирается на интеграцию в североатлантические структуры, а построение армии базируется на западных стандартах. Кроме того, в документе четко упоминается название государства - Армении, которая по отношению к Азербайджану имеет захватническую политику и представляет таким образом угрозу для всего региона.
По его словам, последний пункт до сих пор является спорным моментом, поскольку четкое указание страны-неприятеля, как было отмечено выше, не очень одобрительно воспринимается международным сообществом. По мнению эксперта, вполне возможно, что одной из причин торможения принятия доктрины оказалась выжидательная позиция Азербайджана в плане того, станут ли армяне четко называть своих недругов или нет. Как бы там ни было, наш собеседник не исключил, что уже этой весной в парламент наконец-то поступит этот запоздавший документ.

Zerkalo.az, Сб. , Мар. 1, 2008

No comments:

Post a Comment