Власти ИРИ не позволили помянуть жертв Ходжалы в мечети "Нур" в Тегеране
НУРАНИ
Из разных стран мира продолжают приходить сообщения о церемониях поминовения жертв ходжалинской трагедии. Как сообщает пресс-служба МИД Азербайджана, о ходжалинской трагедии вспомнили в Конгрессе США. Член палаты представителей США от Техаса Соломон П. Ортиз и Вирджиния Фокс, представляющая на Капитолийском холме Северную Каролину, в своих выступлениях напомнили, что уничтожение Ходжалы стоит в одном ряду с трагедиями Боснии, Камбоджи, Руанды, Дарфура и Сомали.
Фото: Посол ИРИ в Азербайджане Насир Хамиди Заре посоветовал "не искать причин", почему полиция не позволила провести поминальную службу в память о жертвах Ходжалинского геноцида в тегеранской мечети "Нур"
Господин Ортиз напомнил, что Ходжалы, город, где жили около 7 тысяч человек, был полностью разрушен, 613 человек, в том числе 102 женщины и 83 ребенка, погибли, 56 были убиты с особой жестокостью, 8 семей уничтожено полностью, 487 человек, в том числе 76 подростков, остались инвалидами, 25 детей потеряли обоих родителей, 130 - одного из них.
А Вирджиния Фокс, кроме всего прочего, напомнила и о том, что в захвате Ходжалы принимали участие военные части российской армии, и процитировала леденящие душу отрывки из материалов зарубежной прессы и оценки правозащитных организаций.
Но, увы, достойно помянуть жертв ходжалинской трагедии удалось не во всех странах. По сообщению ряда азербайджанских СМИ, в том числе ИА АПА, власти Ирана, именующего себя исламской республикой, не позволили провести поминальную службу в память жертв ходжалинского геноцида с участием посла Азербайджана в Иране Аббасали Гасанова. По словам редактора выходящей в Иране газеты "Ярпаг" Саида Муганлы, иранские полицейские вошли в мечеть "Нур" в центре Тегерана, где проходила церемония поминования жертв Ходжалы, и потребовали прекратить акцию. "После дневного намаза мы хотели собраться в мечети, однако сотрудники правоохранительных органов в полицейской форме и гражданском начали выгонять нас. Был выпровожен и находившийся в мечети посол Азербайджана", пояснил Саид Муганлы. Причем, по его словам, полицейские не остановились и перед применением силы. "Мы сказали сотрудникам полиции, что в Ходжалы были убиты сотни мусульман, и мы собрались здесь для того, чтобы помолиться о них. Однако полицейские заявили, что мероприятие незаконно, а мы здесь допускаем высказывания антииранского характера". Муганлы также отметил, что власти не позволили провести и акцию перед посольством Армении в ИРИ: "Уже неделю перед зданием армянского посольства предпринимаются специальные меры безопасности. Азербайджанцам не позволили провести здесь акцию. Мы были вынуждены ограничиться возложением цветов к посольству Азербайджана".
С посольством Азербайджана в ИРИ связаться не удалось, но зато посол ИРИ в Азербайджане Насир Хамиди Заре подтвердил, что подобное имело место, и заявил: если, дескать, официальные органы объяснили это проведением уборки в мечети, то незачем, мол, искать другие причины. Проще говоря, в Иране даже не стали утруждать себя изобретением удобоваримой официальной версии - несостоятельность объяснения посла видна, что называется, невооруженным глазом. В особенности на фоне того факта, что на лентах информагентств ни разу не появилось сообщения, что под предлогом "наведения чистоты" власти ИРИ прервали службу в память жертв "геноцида армян" в тегеранской церкви Суб Саркис с участием посла Армении в Иране.
В самом деле, сам факт сотрудничества Армении и Ирана по многим направлениям - уже давно не новость и не сенсация. И "шлейф" этот тянется еще с тех времен, когда независимой Армении на карте мира не существовало, и о сотрудничестве договаривались АСАЛА и "Хезболлах". Сегодня уже никого не удивляют ни масштабные поставки в Армению из Ирана всего, от нефтепродуктов до продовольствия, ни иранские выставки в Ереване. Сотрудничают Армения и Иран в сфере строительства, в алмазной отрасли. Но куда важнее, что Иран на основе соглашений с Арменией развивает деятельность и на оккупированных азербайджанских землях - вплоть до участия в превращении оккупированной Шуши в "туристический центр". Иранцам досталась реставрация шушинской мечети, но суть дела от этого не меняется. Можно припомнить и угрозы Ирана начать совместное с Арменией строительство ГЭС на оккупированных азербайджанских землях, озвученные иранскими официальными лицами, и уж во всяком случае работу КПП на оккупированном Арменией участке азербайджано-иранской границы - а такое без участия, точнее, соучастия государственных органов, пограничной службы и таможни, силами "диаспоры", реализовать невозможно. Проще говоря, в Иране не просто сотрудничают с Арменией, несмотря на оккупацию ею азербайджанских земель, но и готовы признать эту самую оккупацию и разворачивать на оккупированных землях совместные с Арменией проекты. Тем более не секрет, с какой жесткостью в Иране пресекаются любые попытки политической активности азербайджанцев и проявления общеазербайджанской солидарности.
Однако вряд ли "другие причины", которые господин Заре предписывал нам не искать, исчерпываются вышеизложенным. Потому как власти Исламской Республики Иран не просто пресекли поминальную церемонию в мечети, но и выпроводили оттуда в числе других и посла Азербайджана Аббасали Гасанова.
А это вряд ли протокольная небрежность. В особенности с учетом того факта, что, во-первых, в отношении азербайджанких дипломатов в Иране пренебрегают протокольными и дипломатическими нормами, оговоренными Венской конвенцией, уже не в первый раз. А зная пристрастие иранцев к поиску некоего "тайного смысла" и "расшифровке незашифрованных сообщений", которое отмечали многие дипломаты, работавшие в Иране, не приходится сомневаться: поступая так с послом Азербайджана в ИРИ, нам просто дали понять, что относиться к Азербайджану как к независимому государству Иран не намерен, и признавать статус наших дипломатов, соответственно, тоже. И для такого утверждения, увы, есть весьма серьезные основания. Потому как слишком уж сквозит в поведении и иранских дипломатов, и официальных лиц упорное отношение к Азербайджану как к части территории Ирана, по какой-то досадной случайности оказавшейся вне тегеранского контроля. И подтвержденная господиом Заре на той же пресс-конференции готовность Ирана начать разведочное бурение на спорных участках Каспия в то время, как против азербайджанского "Геофизика-3" угрожали открыть огонь - вряд ли случайность. Как и то, что до сих пор в пресс-релизах, заявлениях и т.д. иранская дипмиссия всеми силами избегает формулировки "посольство ИРИ в Азербайджанской Республике" - в документах чаще всего указывается "посольство Исламской Республики Иран - Баку". Более того, традиции эти имеют весьма давнюю историю. В 1940 году меджлис Ирана направил в Наркоминдел СССР карту "Новое административно-территориальное деление государства Иран", где было сделано многозначительное примечание: "Границы Ирана, за исключением границы с Турцией, не являются официальными". Когда же в 1940 году аккредитацию в Баку получал новый иранский консул, то вдруг выяснилось, что в ноте иранского посольства номер 643 от 17 мая 1940 года Азербайджанская ССР именовалась "Кавказским Азербайджаном", а в персидском тексте документов, направленных в НКИД, генконсул подписался как "генеральный консул шахиншаха в Кавказском Азербайджане". Даже Баку именовался в документах "Бад Кубе" - это, по мнению иранских историков, древнеперсидское название Баку. Теперь у власти в Иране другое правительство, но вот традиции остались прежними. И к азербайджанцам в Баку в Иране относятся точно так же, как к азербайджанцам в Тебризе.
Но при этом понятно и другое. Возмутительный инцидент в Иране произошел вскоре после того, как Азербайджан устами министра обороны дал понять, что превратить нашу страну в антииранский плацдарм Баку не позволит. Но иранское "спасибо" оказалось весьма неожиданным. Судя по всему, в ИРИ до сих пор не уяснили разницу между миролюбием и страхом. И не усвоили, что если страх - эмоция слабого, то миролюбие - прерогатива сильного. Иран миролюбия не проявил и, увы, даже не понял.