Это относится как к Азербайджану, так и Армении Р.МИРКАДЫРОВ | ||
Минувшее воскресенье ознаменовалось событием, которого ожидали все: парламент Косово принял решение об отделении этого края от Сербии и провозглашении независимости. Сербия отреагировала так, как и должна была: "Никакой независимости". А вчера сербская полиция предъявила лидерам Косово обвинение по статье УК "Провозглашение фальшивого государства на территории Сербии", сообщает ABC News со ссылкой на сербские СМИ. Обвинения предъявлены президенту Косово Фатмиру Сейдиу, премьер-министру Хашиму Тачи и спикеру парламента Якупу Красничи. Как говорится в заявлении МВД Сербии, Хашим Тачи, а также президент Косово и председатель парламента совершили преступный акт против конституционного порядка и безопасности. Позицию Белграда разделяют не все. Так, согласно постоянно обновляющимся новостным лентам, независимость Косово готовы признать Великобритания, Италия, Германия, Франция, Япония, Бельгия, Хорватия, Латвия, Болгария (хотя София ранее придерживалась иной позиции). Первым государством, признавшим независимость Косово, в понедельник стал Афганистан, передает ИТАР-ТАСС. Между тем президент США Джордж Буш объявил о признании Вашингтоном независимости Косово. По словам главы Белого дома, находящегося с визитом в Танзании, "жители Косово сейчас стали независимыми", передает AP. В интервью телекомпании NBC Буш отметил, что американская администрация во главе с ним длительное время выступала за предоставление независимости Косово. По его словам, теперь "предстоит двигаться вперед в соответствии с "планом Ахтисаари". Соединенные Штаты, добавил Буш, "будут наблюдать за тем, как станут развиваться события" вокруг Косово. Накануне Буш пообещал, что США не допустят насилия в Косово. Испания, Румыния, Греция, Кипр и Словакия признавать независимость Косово без соответствующего решения СБ ООН не будут. Провозглашение независимости Косово противоречит международному праву. Азербайджан не признает независимости Косово. Об этом заявил на брифинге в МИД Азербайджана официальный представитель внешнеполитического ведомства Хазар Ибрагим. По его словам, самопровозглашение Косово не может быть прецедентом для признания других самопровозглашенных образований. Однако в Армении, Нагорном Карабахе, России и даже в братской Турции думают иначе. "Кто бы что ни говорил, провозглашение независимости Косово является прецедентом", - заявил корреспонденту Panarmenian. Net секретарь совета безопасности при так называемом "президенте НКР" Карен Бабурян. По его словам, создан международный прецедент, который является одним из источников международного права. "Я как юрист заявляю, что с провозглашением независимости Косово создан правовой механизм для выхода территориального образования из состава страны без согласия последней", - подчеркнул Бабурян. А Россия собирается выстроить новую политику в отношении "непризнанных государств" на территории постсоветского пространства. "Силы, желающие протолкнуть эту авантюрную независимость, заинтересованы в том, чтобы операция прошла стремительно и международное сообщество не успело среагировать", - полагает заместитель председателя Государственной думы РФ Иван Мельников (КПРФ). Комментируя ситуацию вокруг самопровозглашения независимости Косово, Мельников заявил: "Характер этой так называемой "независимости" не скрывают даже албанцы: характер этот проамериканский, и весь край уже увешан флагами США". По словам Мельникова, в итоге Россия получает три проблемы. Первая, по словам вице-спикера, - попытка в очередной раз расчленить территорию бывшей Югославии, откромсать от Сербии ее историческую часть и тем самым мотивировать сербов на уход со своей же собственной территории. Вторая проблема, по мнению Мельникова, состоит в создании прецедента, "который может вызвать череду аналогичных ситуаций по всему миру, причем в куда более опасных формах". Третья проблема - "брошен вызов порядку, сложившемуся со времен второй мировой войны, ведь на позицию Совета Безопасности ООН просто хотят наплевать", полагает депутат. По мнению Мельникова, России "необходимо продолжать линию по непризнанию независимости Косово и вести соответствующую работу вместе с теми, кто придерживается точки зрения, аналогичной нашей, и работу среди тех, чью точку зрения можно изменить". Говоря о корректировке политики в отношении непризнанных республик, Мельников отметил, что, "безусловно, в новых условиях мы не можем стоять на месте, хотя и не должны уподобляться нарушителям". По словам вице-спикера, КПРФ предлагает следующий алгоритм конкретных действий. "Первый шаг: признать результаты референдумов о самостоятельности и независимости непризнанных республик на территории бывшего СССР. Второй шаг: заключить с ними договор о взаимной помощи с военной статьей или соглашение о военном сотрудничестве, из которого следует, что в случае агрессии со стороны третьих стран для них будет защита. И только тогда в случае, если мы поймем, что вопрос по Косово безнадежен, в качестве следующего шага может быть открыта тема о желании этих республик присоединиться к России", - заявил Мельников, сообщает ИА Regnum. А в Турции считают, что после провозглашения Косово о своей независимости Азербайджан должен быть готов к активной дипломатической деятельности в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Об этом заявил исполнительный директор по вопросам Евросоюза Фонда экономических и стратегических исследований Турции Менсур Акгюн. Он отметил, что после принятия акта о государственной независимости Косово страны, столкнувшиеся с подобными проблемами, заявляют о том, что данный факт не повлияет на них: "Страны, столкнувшиеся с подобными проблемами, будут говорить, что независимость Косово не окажет влияния на них. Однако тут речь идет о нарушении общепринятого правила. А хороший это шаг или плохой - другой вопрос. Нарушение этого правила стало своеобразным мерилом. Если вопрос Кипра не будет решен в рамках Устава ООН, то в этом случае Косово станет для Турецкой Республики Северного Кипра мерилом. Это же можно сказать и о Нагорном Карабахе. Данные процессы затруднят классические методы урегулирования. Страны Евросоюза могут по своему усмотрению принимать решения по таким вопросам. Ожидается, что в ближайшее время независимость Косово признают большинство стран ЕС. После этого Азербайджан должен приготовиться к активной дипломатической деятельности, связанной с Нагорным Карабахом", - сказал турецкий эксперт, передает АПА. По сути косовский прецедент является крахом политики "время работает на нас". Кстати, это касается как Азербайджана, так и Армении. Во-первых, безусловно, Армения попытается на первых порах хотя бы по ходу переговорного процесса использовать косовский прецедент в качестве дополнительного аргумента для обоснования необходимости предоставления независимости Нагорному Карабаху. Естественно, это вызовет жесткую ответную реакцию со стороны официального Баку. Во-вторых, в случае обострения ситуации Армения может пойти на официальное признание независимости Нагорного Карабаха. Но что тогда? Война! Но Армении однозначно гарантирована дипломатическая, а может быть, и военная поддержка со стороны России. В-третьих, и к очень большому сожалению, азербайджанской дипломатии так и не удалось добиться установления четких международно-правовых границ урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Мы уже опоздали с возвращением обсуждения вопроса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в органы ООН, особенно в Совет Безопасности, который мог бы установить согласованные международно-правовые границы по разрешению карабахской проблемы. Однако сегодня Россия в СБ ООН не проголосует за резолюцию, в той или иной мере ущемляющую "непризнанные республики", в том числе Нагорный Карабах. Таким образом, Россия отныне получает дополнительный и очень серьезный рычаг давления на Азербайджан. В-четвертых, после косовского прецедента Азербайджан больше не может допустить размещения миротворческих сил в зоне конфликта без четкого определения международно-правовых границ урегулирования карабахской проблемы. Ведь сегодня именно миротворческие силы выступили в качестве гаранта безопасности при объявлении независимости Косово. В-пятых, Армении также нечему радоваться. Ведь любая попытка использовать косовский прецедент приведет к полной изоляции Армении в регионе. От нее отвернется даже Грузия. Кстати, урегулирование карабахского конфликта было одной из основных тем предвыборных дебатов в Армении. "Урегулировать конфликт помогут компромиссы, основанные на взаимных уступках", - заявил, как сообщает ИА Regnum, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян. Суть компромисса первый президент РА объяснил так: "Если вокруг будущего статуса Карабаха существуют принципиальные расхождения, то этот вопрос пока не стоит обсуждать, а вместо этого сконцентрировать усилия на решении других вопросов - в этом и состоит суть поэтапного решения конфликта". "Карабах возвращает 5 из 7 "освобожденных" территорий, вокруг Карабаха размещаются международные миротворческие силы, территории между Арменией и Карабахом остаются под контролем Карабаха, а на территории Карабаха остается тот политический строй, который действует сегодня, в ожидании лучших времен для решения вопроса статуса", - отметил Л.Тер-Петросян, добавив, что такое решение было предложено в 1997 году, но оно было отвергнуто лишь Карабахом - как стороной переговоров. Л.Тер-Петросян подчеркнул, что сегодняшний вариант, предложенный сопредседателями МГ ОБСЕ, - это тот же поэтапный вариант, в отдельных своих элементах даже ставший хуже для армянской стороны. "Добавлен лишь один новый элемент об отложенном референдуме, который состоится неизвестно когда, и непонятно кто будет его организатором. Любой президент - Серж Саркисян или я, третьего не будет, - обязан исходить из того варианта, который сегодня лежит на столе. Это последнее предложение сопредседателей, и оно является отправной точкой для любого президента", - отметил он. При этом Л.Тер-Петросян считает, что "Армения еще в состоянии соревноваться с Азербайджаном и при возникновении новой войны ее не проиграет". "Однако в перспективе экономическая и политическая мощь Азербайджана приведет и к военной мощи", - отметил он, добавив, что скорейшее разрешение карабахского конфликта исходит из интересов Армении. Кроме того, Тер-Петросян обещает на следующий день после выборов вывести своих сторонников на улицы если их результаты будет сфальсифицированы. Тем временем Роберт Кочарян принял бывшего шефа Внешней разведки России Александра Лебедева, который пересел недавно в кресло исполнительного секретаря СНГ, и обсудил с ним предвыборную ситуацию. В интервью телеканалам Кочарян не исключил применения силы в поствыборный период, если будет предпринята попытка дестабилизации. "Мы не позволим группе лиц покушаться на наши завоевания", - сказал Кочарян, сообщает "Туран". Далее Кочарян обвинил Тер-Петросяна в предательстве интересов армянского народа. По его словам, между ними всегда были существенные противоречия и в подходах к урегулированию карабахской проблемы. "Власти Армении легко соглашались с идеей высокой автономии Карабаха в составе Азербайджана", что вызывало недовольство в самом Карабахе. Самое большое противоречие было в стратегии и тактике военных действий: "Мы считали, что вокруг Карабаха необходимо создавать пояс безопасности, а Тер-Петросян был против. И первый большой конфликт между нами состоялся в 1993 году, спустя 2 месяца после освобождения Кяльбаджара". 12 июня того года в Горисе прошла встреча, на которой присутствовали Тер-Петросян и несколько членов Совбеза. С карабахской стороны были Кочарян, Аркадий Гукасян и еще несколько человек. На этой встрече Тер-Петросян требовал вернуть Кяльбаджар, так как международное сообщество оказывает сильное давление на Ереван. "Произошел очень тяжелый разговор, и казалось, что восстановить отношения будет уже невозможно. Мы отказались, а через 2 дня, 14 июня, Тер-Петросян на вертолете прилетел в Карабах, и разговор продолжился. То же давление, те же угрозы. Он говорил, если не вернуть территории сейчас - Армения пропадет. Чтобы окончательно не испортить отношения, мы согласились. Я сказал, что возврат может состояться только с одним условием: нужно 2 месяца для укрепления наших позиций, чтобы в дальнейшем Кяльбаджар не стал источником новой угрозы для обороны Карабаха. На следующий день я пригласил очень узкий круг людей для совещания, и мы приняли решение с военным руководством о том, что начинаем готовить агдамскую операцию", - сказал Кочарян. "Мы понимали, если пояс безопасности не будет создан, в Карабахе никого не останется. В июле были подавлены огневые точки в Агдаме, и мы взяли под контроль эту территорию. Вскоре все забыли о Кяльбаджаре, и началась новая история - с Агдамом. В Ереване собрался Совбез и принял решение считать недопустимым захват армией Нагорного Карабаха новых территорий. Решение на вертолете было доставлено нам. Бумагу мы не подписали, и это был очень серьезный конфликт. Далее мы освободили Физули, Губадлы и т.д. И все эти шаги сопровождались той же реакцией из Еревана", - сказал Кочарян. Таким образом, получается, что Тер-Петросян до сих пор остается сторонником поэтапного урегулирования, при этом особо не настаивает на определении статуса Нагорного Карабаха путем референдума. А вот в заявлениях нынешнего армянского президента существуют моменты, на которые стоит обратить внимание, особенно нашей дипломатии. Кочарян, по сути, признает, что оккупация территорий вокруг Нагорного Карабаха была продиктована желанием создать так называемый "пояс безопасности", а не отказом Азербайджана прекратить боевые действия, как по всему миру тиражирует бывший представитель России в Минской группе ОБСЕ Владимир Казимиров. То есть захват территорий изначально был целью, а не непроизвольным результатом боевых действий... |
Zerkalo.az, Вт. , Фев. 19, 2008
1 comment:
Зайдите пожалуйста
http://fd979.livejournal.com/17931.html
Post a Comment