14.2.08

ТЕР-ПЕТРОСЯН ЗАДЕЛ КОЧАРЯНА ЗА ЖИВОЕ,

напомнив президенту Армении о том, как его в свое время в качестве "предателя" выставил Гейдар Алиев

Р.МИРКАДЫРОВ

Глава МИД Армении Вардан Осканян обвинил кандидата в президенты Армении и экс-президента страны Левона Тер-Петросяна в безнравственности и использовании дешевых предвыборных технологий.
"Я с каждым днем убеждаюсь, что Левон Тер-Петросян не остановится ни перед чем для реализации своей политической программы - стать президентом Армении.
Я очень хочу ошибиться, но мы в этом убедимся", - отметил глава МИД, комментируя заявление Л.Тер-Петросяна о том, что власти Армении обсуждали вопрос возможной передачи Азербайджану армянского города Мегри на армяно-иранской границе в обмен на Нагорный Карабах. Мегринский коридор связывает Азербайджан с его анклавом - Нахчываном. "То, что делает Л.Тер-Петросян в связи с этим вопросом, - самый дешевый трюк. Это неверно, это спекуляции и это безнравственно. Я говорю такие слова с сожалением потому, что в моем лексиконе обычно не бывает подобных оценок", - отметил глава МИД. По его словам, идея обмена Мегри на Карабах была введена в обращение американским политологом Полом Гоблом еще в начале 90-х годов, однако никогда не являлась предметом переговоров. В.Осканян отметил, что с начала правления действующего президента Роберта Кочаряна сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили сторонам конфликта три официальных или полуофициальных документа: документ 1998 года, в котором содержалась идея общего государства; в 2001 году так называемые ки-уэстские предложения; и документ, который сегодня находится на столе переговоров. По его словам, ни в одном из этих документов не было упоминания о Мегри. "Разговоры вокруг того, о чем говорит Л.Тер-Петросян, были, но им был дан такой отпор, что после 2000 года никто не осмеливался затрагивать этот вопрос. Но это не было предложением посредников. Я сам как переговорщик не обсуждал этот документ", - подчеркнул В.Осканян. По словам министра, у него хранится множество подобного рода документов, предлагающих, в частности, в случае согласия Армении оставить Карабах в составе Азербайджана с высокой степенью автономии, обеспечить ей беспрепятственный выход к Черному морю через Турцию или вернуть Армении расположенные на турецкой территории исторический армянский город Ани и гору Арарат. "Такие предложения, представленные разными странами, есть на бумаге, но никто их не воспринимает всерьез", - отметил глава МИД. Он подчеркнул, что сегодня в Мегри осуществляются крупные программы. "Мегри стал символом армяно-иранского сотрудничества. Через эту территорию проходит газопровод, построена магистраль, уверен, что скоро появится нефтеперерабатывающее предприятие", - сообщил В.Осканян. По словам главы армянского МИД, спекуляция темой Мегри выглядит особенно безнравственной, когда вопрос увязывается с терактом в парламенте 27 октября 1999 года, в ходе которого были убиты тогдашний премьер-министр Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян. В.Осканян подчеркнул, что у президента Армении Роберта Кочаряна были блестящие отношения с Вазгеном Саркисяном, а с Левоном Тер-Петросяном погибший во время теракта премьер-министр не общался с момента его отставки с поста главы государства в 1998 году. "Самое печальное и безнравственное то, что Л.Тер-Петросян говорит от имени погибших", - заявил глава МИД. В.Осканян напомнил также, что за годы правления Л.Тер-Петросяна в 1997 году сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили два предложения по пакетному и поэтапному урегулированию карабахского конфликта. Судя по словам главы МИД, ни первое, ни второе не соответствовали интересам армянской стороны. В пакетном варианте урегулирования Карабах признавался азербайджанской автономией, имеющей внешнюю атрибутику - гимн, флаг, однако карабахцы должны были иметь азербайджанские паспорта и участвовать в выборах в Азербайджане. По словам главы армянского МИД, Л.Тер-Петросян не подписал пакетный вариант, однако согласился со вторым - поэтапным вариантом, предполагающим возвращение Азербайджану "пояса безопасности", контролируемого карабахскими силами, без определения статуса Нагорного Карабаха. "Он представил этот документ на всенародное обсуждение, это значит, что он согласился с ним, считал переговоры завершенными и полагал это правильным. Отставка Л.Тер-Петросяна стала логическим следствием противоречия в его позиции и позиции народа", - подчеркнул В.Осканян. При этом он добавил, что сами предложения посредников "не рождаются из воздуха". "Они появляются в результате переговоров. Когда сопредседатели кладут документ на стол переговоров, уже можно предположить, что было обсуждение вокруг общих принципов. Правда, там не все согласовано, бывают разногласия, переговоры продолжаются. Но документы, которые представляют сопредседатели, являются результатом совместной работы", - сообщил В.Осканян.
Нам не хотелось бы выступать в качестве адвоката экс-президента Армении Л.Тер-Петросяна. Однако хочется напомнить, что сразу после упомянутых В.Осканяном заявлений экс-президента Армении бывший руководитель секретариата покойного президента Гейдара Алиева Эльдар Намазов и лидер оппозиционной партии АМИП Этибар Мамедов в той или иной мере подтвердили реальность высказанных Л.Тер-Петросяном в адрес Р.Кочаряна обвинений. При этом надо учитывать и то, что Э.Намазова и Э.Мамедова вряд ли можно обвинить в симпатиях к Л.Тер-Петросяну.
Итак, как заявил нам политолог Эльдар Намазов, в 1999 году, накануне Стамбульского саммита ОБСЕ, и в Азербайджане, и в Армении происходили серьезные и драматические события вокруг одного из планов урегулирования конфликта. "По этому поводу в документах Стамбульского саммита ОБСЕ есть конкретное положение, в котором говорится о том, что на данном мероприятии должно было состояться подписание рамочного соглашения по Нагорному Карабаху, но в связи с отставкой трех высокопоставленных должностных лиц в Азербайджане и в связи с расстрелом парламента в Армении этот документ не был подписан", - отметил политолог.
Отметим, что именно накануне Стамбульского саммита ушли в отставку сам Э.Намазов, министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров и госсоветник по внешнеполитическим связям Вафа Гулузаде.
По словам Э.Намазова, Мегринский вопрос был частью этого предполагаемого соглашения. "В данном случае речь шла не обо всем Мегринском районе, а лишь о коридоре", - заявил Э.Намазов. Он особо отметил, что в предложениях статус этого коридора был аналогичен Лачинскому. Комментируя заявление Л.Тер-Петросяна, утверждающего, что соглашение на передачу Мегринского коридора Азербайджану было равноценно предательству, политолог сказал: "Каждая из сторон подходит к этому вопросу с точки зрения собственных интересов. Если вопрос о Мегринском районе является судьбоносным для армянских политиков, то для азербайджанских политиков судьбоносным являлся вопрос статуса Нагорного Карабаха и сохранение территориальной целостности Азербайджана. Поэтому в вопросах о том, кому это соглашение было выгодно, существуют разные точки зрения и в Армении, и в Азербайджане".
Лидер АМИП Этибар Мамедов, в свое время обнародовавший письмо американского президента Билла Клинтона покойному президенту Гейдару Алиеву, в котором подчеркивалась необходимость ускорения переговорного процесса, и в качестве варианта решения проблемы предлагалось открытие коридора между Азербайджаном и Нахчываном в Мегринском районе, заявил, что действительно на переговорах обсуждалась возможность обмена территориями, но речь не шла о передаче Азербайджану всего Мегринского района. "Переговоры велись лишь об открытии коридора между Азербайджаном и Нахчываном под контролем международных сил. Но это делалось небезвозмездно. Взамен этого от Азербайджана требовали отказа от Нагорного Карабаха. Правда, происходило это в скрытой форме", - заметил Э.Мамедов.
Комичность ситуации заключается в том, что министр иностранных дел Армении, который, безусловно, в курсе всего процесса мирных переговоров по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, пытается выставить экс-президента лжецом и безнравственным человеком, а вот не менее информированные азербайджанские политики, по сути, подтверждают обвинения Л.Тер-Петросяна.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что министр иностранных дел Армении основной упор в своих заявлениях делает, как он выражается, на "официальные или же полуофициальные" варианты урегулирования конфликта, которые были предложены сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Но все дело в том, что после отставки Л.Тер-Петросяна и избрания президентом Армении Роберта Кочаряна до расстрела армянского парламента переговоры по урегулированию конфликта велись в несколько ином, можно сказать, что в "сепаратном" формате. И тому были свои причины.
Тогда США попытались взять инициативу в свои руки и на время удалить Россию от участия в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Вашингтон стал применять тактику "челночной дипломатии", в той или иной мере успешно апробированную для урегулирования арабо-израильского конфликта. Заместитель госсекретаря США Строб Тэлбот постоянно в одиночку курсировал между Баку и Ереваном, чтобы сблизить позиции конфликтующих сторон. Для соблюдения полной конфиденциальности президенты конфликтующих стран в тот период переговоров провели несколько встреч не в роскошных апартаментах дворцов европейских столиц, а на границе между Арменией и Азербайджаном.
Несколько лет назад "Зеркало" со ссылкой на западные дипломатические источники в достаточной степени подробно рассказало о тех на самом деле драматических событиях вокруг переговоров по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.
Дело в том, что после президентских выборов 1998 года, результаты которых были поставлены под серьезное сомнение международными организациями, в том числе союзниками Азербайджана на Западе, официальный Баку оказался под перекрестным огнем. Появилась необходимость проявить конструктивизм хотя бы в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Поэтому, учитывая то, что Р.Кочарян, как говорится, является "воспитанником" азербайджанской партийной школы, Вашингтон попросил президента Гейдара Алиева помочь "уломать" Р.Кочаряна на предложенные Вашингтоном условия мирного соглашения, то есть, по сути, сдать Россию, которая привела его к власти.
Как и ожидалось, по ходу бесед тет-а-тет Г.Алиеву, как никому другому во всем постсоветском пространстве знающему психологию партработника коммунистического воспитания, удалось "уломать" Р.Кочаряна на то, чтобы тот отказался от российского покровительства. Кроме мира, Р.Кочаряну было обещано еще и участие Армении в региональных транспортно-коммуникационных проектах.
Во время своего последнего визита в регион конфликта С.Тэлботу, по сообщениям западных дипломатических источников, удалось полностью согласовать как в Баку, так и Ереване текст рамочного соглашения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. По словам источника, С.Тэлбот даже выпил с Р.Кочаряном стопку армянского коньяка по случаю достижения договоренностей по урегулированию конфликта. Однако, как показали последующие события, американский посредник явно поторопился. С.Тэлбот даже не успел вылететь из Еревана, как произошел расстрел армянского парламента, в результате которого погибли Карен Демирчян и Вазген Саркисян.
Итак, западные дипломатические источники считают, что расстрел парламента был российским предупреждением Р.Кочаряну за попытку "предательства". По сути, буквально через год после прихода к власти Р.Кочарян оказался перед реальной угрозой свержения. Естественно, он не мог больше ничего подписать.
При этом дипломатические источники также сообщили о том, что "утечка информации" о достижении договоренностей по урегулированию конфликта была сознательно допущена со стороны официального Баку. Дело в том, что предложенный вариант, по сути, предопределял будущий статус Нагорного Карабаха, что не устраивало Азербайджан. То есть, по версии западных дипломатических источников, Г.Алиев поступил очень мудро, продемонстрировав свою конструктивную позицию. А грязную работу по торпедированию результатов, не выгодных для Азербайджана, мирных переговоров и наказание "предателя" Р.Кочаряна оставил России...

Zerkalo, Чт. , Фев. 14, 2008

No comments: