Али Гусейнов: "В период военных действий мы приостановим действие закона "Об альтернативной службе".
Интервью председателя Постоянной комиссии по правовой политике и государственному строительству Милли меджлиса Азербайджана Али Гусейнова информационному агентству АПА.
- Одно из обязательств, взятых Азербайджаном перед Советом Европы, касается принятия закона "Об альтернативной службе". Однако по сей день для многих понятие "альтернативная служба" остается туманной. Если можно, дайте подробное обьяснение альтернативной службе.
- Альтернативная служба является гражданской службой, которая заменяет воинскую лицам с релилигиозными убеждениям. В начале отмечу, что данный вопрос не является новым для нашего законодательства. При принятии в 1995 году Конституции Азербайджана в документ было внесено понятие об альтернативной военной службе. В 2002 году, когда Основной закон страны был приведен в соответствие с положениями Европейской конвенции по правам человека, наряду с другими, было внесено изменение и в эту статью. Понятие "альтернативная военная служба" была заменена на "альтернативую службу". А когда будет приниматься закон "Об альтернативной службе", тогда и будет внесена ясность в вопросы о видах, сроках и иных сторонах службы.
- Насколько вопрос альтернативной службы актуален в Азербайджане?
- По моим сведениям, до сегодняшнего дня в Азербайджане обращений в суды в связи с нарушением права свободы совести, то есть не службой в армии не было. Это довольно положительный факт. Попытка превратить эту тему в ажиотаж явно неуместа. Ажитоаж может возникнуть в случае, если в суды обратится множество граждан. Вместе с этим, несмотря на отсутствие проблем с решением вопроса в законодательном порядке и на практике, необходимо урегулировать ситуацию законным путем. Это следует детализировать в законе. При возникновении таких случаев структуры, опираясь на закон, сумеют расследовать факт. Наряду с тем, что закон "Об альтернативной службе" является обязательством перед Советом Европы, его принятие означает, что в Азербайджане как в демократическом государстве соблюдение прав человека является высшей целью. А это означает защиту прав даже одного человека, пожелавшего сменить воинскую службу на иную гражданскую.
- Насколько альтернативная служба близка к "стройбату", существовавшему в советской армии?
- Интересный вопрос. В советское время проходящие военную службу в строительных частях лица никогда в руки оружия не брали. Действительно, по форме это близко к альтернативной службе. Противоречие с убеждениями возникает в большинстве случаев во время, когда гражданин не может взять в руки оружие по религиозным мотивам.
- Религиозные убеждения не позволяют применять оружие против кого-либо?
- Я не специалист в области религии, но думаю, что не допускается использование оружия против кого-то. В любом случае, так можно утверждать. Однако могу заранее могу сказать, что в таком виде ни в одной мировой религии прямого запрета нет. Это можно встретить в некоторых нетрадиционных сектах. К примеру, "Свидетели Иеговы" в Греции сталкиваются с серьезными проблемами в этом вопросе. Мне кажется, у нас такой проблемы нет.
- В Коране говорится: "идите в бой за освобождение оккупированных земель".
- Да, это так. Значит, принятие закона не вызывает противоречий с национальными традициями морали, религиозного мировозрения у нас, азербайджанцев. Даже в таком государстве как Россия 1-2% обращаются в суд в связи с невозможностью служить в армии.
- Будет ли учтено мнение военных специалистов при принятии закона?
- Мы обязаны с уважением отнестись к позиции военных при принятии закона. Во многих странах военные выступают против этого закона. Возможно, и у нас так случится. Хотя я не слышал этого из уст военных, но допускаю это. Я рассматриваю принятие и существование закона "Об альтернативной службе" как составную часть реформ, проводимых в военном строительстве. В Германии альтернативная служба воспринимается не как наказание, а как средство защиты прав человека. Проходящие альтернативную службу как бы оказывают поддержку строительству армии. На мой взгляд, данный опыт интересен и достоин изучения.
- А каким должен быть срок альтернативной службы?
- Не исключено, что данный вопрос станет предметом серьезных обсуждений. Кто-то может предложить 2,3, а то и 4 года службы. Заранее скажу, альтернативная служба не должна стать видом наказания. Если мы альтернативную службу претворяем в жизнь с точки зрения защиты прав граждан, то не можем внедрять здесь наказание. Думаю, следует быть осторожным при обсуждении проекта закона. В то же время в законе должна быть статья, которая предусматривала бы отмену альтернативной службы в случае войны и при чрезвычайных обстоятельствах. На мой взгляд, принтять закон можно. В это время и права граждан будут соблюдены, и строительство армии не пострадает.
- Однако в обществе есть лица, которых беспокоит возможное уклонение от службы под предлогом альтернативной службы...
- Заранее скажу, это право может быть дано гражданину только в судебном порядке. То есть, вопрос не может решаться на уровне военного комиссариата. Единственный путь к получению права на альтернативную службу - это суд. Судьям должны быть предоставлены веские доказательства. Утверждения "мои религиозные убеждения не позволяют мне пройти воинскую службу" недостаточны. По этой причине, в законе найдут отражение все вопросы данной сферы. С другой стороны, местные суды могут ссылаться на прецедентное право Европейского суда по права человека и применить его. Уверяю вас, если мы сумеем правильно внедрить международный опыт, то внедрение закона станет интересным с точки зрения пропаганды армейского строительства.
- Как скоро проект закона может быть вынесен на обсуждение?
- Было бы хорошо, если бы законопроект был внесен в повестку весенней сессии. Думаю, мы сможем так поступить. В настоящее время рабочая группа серьезно работает над документом. Я не вижу здесь приниципальных противоречий. Однако важно и участие общественности в обсуждении законопректа. Служба в армии - долг каждого азербайджанца и наши национально-нравственные ценности, религиозные убеждения этому не мешают. Некоторые, когда речь заходит об этом законе, ссылаются на карабахский конфликт. Однако этот закон никакого отношения к конфликту не имеет. Хотя бы потому, что в случае войны мы можем отменить его действие.Echo-az.com, � 45(1767) Сб., 8 Марта 2008
No comments:
Post a Comment