и его толкование в законах Азербайджанcкой Республики | ||
Рашад МАМЕДОВ, заведующий отделом консульских правовых вопросов Консульского управления МИД Азербайджанской Республики | ||
Право гражданства относится к основным правам человека. Гражданство выражает политическую и правовую связь между физическим лицом и государством. Под политической и правовой связью понимается наличие взаимных прав и обязанностей, а также пребывание физического лица под юрисдикцией данного государства независимо от местожительства. Гражданство определяет правовой статус лица. Хотя в соответствии с теорией естественного права все права и свободы даются человеку с рождения, реализация большинства их прямо зависит от гражданской принадлежности. Иными словами, человек может в полной мере пользоваться этими правами и свободами лишь в том случае, если он является гражданином какого-либо государства, законами которого эти права и свободы оговорены и предоставлены гарантии их защиты. Как известно, население любой страны состоит из ее граждан (включая лиц с двойным гражданством), живущих в этой стране иностранцев и лиц без гражданства. Каждое государство устанавливает правовой статус населения в рамках своего законодательства. В Азербайджанской Республике вопросы гражданства регулируются Конституцией, законом "О гражданстве Азербайджанской Республики" и Положением "О рассмотрении и порядке решения вопросов гражданства Азербайджанской Республики". В соответствии со ст. 52 Конституции Азербайджанской Республики, принятой 12 ноября 1995 года, гражданином Азербайджана является лицо, относящееся к азербайджанскому государству, имеющее с ним политические и правовые связи, а также взаимные права и обязанности. Гражданином Азербайджана признается лицо, родившееся на территории Азербайджанской Республики, а также лицо, один или оба родителя которого являются гражданами Азербайджана. Кроме того, в число граждан могут быть занесены также лица с двойным и более гражданством. Отношение к понятию двойного гражданства в азербайджанском обществе неоднозначно. В соответствии с международным правом под двойным (или более) гражданством подразумевается принадлежность лица к числу граждан двух или более государств. Двойное гражданство может наступить в ряде случаев. Так, определение гражданства на основе рождения имеет двоякий принцип: право крови (ius sangiunus) и право земли (ius soli). Если родители являются гражданами двух различных государств, где применяется принцип права крови, то ребенок может получить двойное гражданство, а если он родился на территории третьего государства, применяющего принцип права земли, - тройное (многократное) гражданство. Двойное или многократное гражданство возникает лишь в том случае, если лицо добровольно обратится с ходатайством и получит документы, удостоверяющие его гражданство в данном государстве. Обретение двойного гражданства имеет и другие, более распространенные формы: получение гражданства другого государства путем натурализации без потери прежнего гражданства, автоматическое получение женой гражданства мужа-иностранца и др. Двойное гражданство позволяет лицу пользоваться правами и свободами, оговоренными в законодательствах обоих государств, а заодно вынуждает его выполнять соответствующие обязанности. К примеру, лица с двойным гражданством могут столкнуться с необходимостью прохождения воинской повинности в обоих государствах, гражданами которых являются. Если оба эти государства признают двойное гражданство, то данная проблема решается двусторонними официальными соглашениями. Для преодоления практики двойного гражданства принят ряд международных документов. В их числе Гаагская конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве от 1930 года, Европейская конвенция 1963 года "О сокращении случаев многогражданства и воинской повинности в случаях многогражданства", Конвенция ООН от 1957 года "О гражданстве замужней женщины". Наряду с этим, в настоящее время ряд государств, исходя из своих интересов, оговаривает в соответствующих законодательных актах в той или иной форме институт двойного или многократного гражданства (Индия, Турция, Израиль и др.). В законодательстве Азербайджанской Республики отсутствуют специальные нормативные правовые документы по данному вопросу, но в то же время выражен достаточно ясный и однозначный подход. Так, в законе "О гражданстве Азербайджанской Республики" от 30 сентября 1998 года выражается недвусмысленно отношение законодателя к лицам с двойным гражданством. В соответствии со ст. 10 этого закона "принадлежность лица, являющегося гражданином Азербайджанской Республики, к гражданству иностранного государства не признается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами с участием Азербайджанской Республики, либо решенных в соответствии с п. 32 ст. 109 Конституции Азербайджанской Республики". К сожалению, на практике из-за неправильных действий некоторых официальных должностных лиц это положение по-разному понимается гражданами. На самом деле данное положение не отрицает института двойного гражданства и не запрещает гражданам Азербайджана получать гражданство иностранных государств. Суть здесь заключается в том, что при вступлении граждан Азербайджана в правовые отношения с Азербайджанской Республикой их принадлежность к гражданству другого в расчет не принимается. То есть независимо от числа иностранных государств, к гражданству которых он относится, гражданин Азербайджана должен вступать в правовые отношения с Азербайджанской Республикой лишь посредством документов, удостоверяющих гражданство Азербайджанской Республики. В действующем законодательстве Азербайджанской Республики нет каких-либо положений, лишающих граждан страны возможности принять иностранное гражданство, предусматривающих за такой шаг ответственность, карательные меры или автоматическое лишение гражданства Азербайджанской Республики. Более того, согласно ст. 53 ч. I Конституции Азербайджана, гражданин страны ни в коем случае не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики. В соответствии со ст. 8 закона "О гражданстве Азербайджанской Республики", проживание на территории иностранного государства не ведет к прекращению гражданства Азербайджанской Республики. Согласно же п. 18 положения "О рассмотрении и порядке решения вопросов гражданства Азербайджанской Республики", выход из гражданства Азербайджана возможен только на основании ходатайства заинтересованного лица. Кроме того, в отличие от многих других стран, в Азербайджане у иностранных граждан, желающих получить гражданство Азербайджанской Республики, не требуются документы, подтверждающие выход из гражданства их государства, а это наглядно свидетельствует о гуманном характере азербайджанского законодательства. Исходя из вышеизложенного, при вступлении гражданина Азербайджана, имеющего иностранное гражданство, в правовые отношения с Азербайджанской Республикой, его иностранное гражданство не признается. Если же это лицо добровольно не вышло или не отказалось от гражданства Азербайджанской Республики, оно может пользоваться всеми правами и свободами, оговоренными законодательством Азербайджана для граждан Азербайджанской Республики. Среди этих прав - оговоренные в ст. 28 Конституции "право беспрепятственного возвращения в любое время на территорию Азербайджанской Республики", право "свободно передвигаться по территории Азербайджанской Республики", право "выбирать место жительства", право "покидать территорию Азербайджанской Республики". Необходимо обратить особое внимание наших граждан на то, что этими правами они могут пользоваться, как того требует законодательство, лишь на основе документов, удостоверяющих принадлежность к гражданам Азербайджанской Республики. В соответствии с законом "О выезде из страны, въезде в страну и паспортах" от 14 июня 1994 года, лишь гражданин Азербайджана, имеющий на руках паспорт (общегражданский, дипломатический, служебный) Азербайджанской Республики, свидетельство о возвращении в Азербайджанскую Республику или паспорт моряка Азербайджанской Республики, может свободно въезжать в страну или выезжать из нее через специально отведенные для этого в предусмотренном законом порядке контрольно-пропускные пункты пограничной службы. Тем не менее, для граждан Азербайджана, имеющих двойное гражданство, существует ряд проблем с въездом на территорию Азербайджанской Республики и выездом за границу. Во многих случаях такие лица с двойным гражданством прибывают в Азербайджан на основе паспорта иностранного государства. Естественно, что в таком случае они въезжают на территорию Азербайджана как иностранцы, то есть с обязательной уплатой пошлины и получением визы (если отсутствуют соглашения о безвизовых поездках между Азербайджанской Республикой и соответствующими государствами). Такие случаи связаны, с одной стороны, с недостаточными правовыми знаниями граждан в данной сфере, а с другой - с ошибочным применением законов некоторыми представителями государственных органов. Дело в том, что у лиц, предъявляющих при пересечении государственной границы паспорт Азербайджанской Республики, нередко требуют предъявить паспорт иностранного государства, на основе которого куплен авиабилет. В этом случае данному лицу приходится в соответствии с законом "О регистрации по месту жительства и месту пребывания" от 4 апреля 1994 года проходить регистрацию в качестве иностранца. В случае несоблюдения этих процедур за незаконное проживание на территории Азербайджанской Республики привлекаются к административной ответственности, а это означает нарушение прав и свобод гражданина Азербайджана. Гражданам Азербайджана, имеющим двойное гражданство, приходится сталкиваться с проблемами и при выезде за границу. В соответствии с принятой международной практикой при выезде гражданина за пределы страны авиакомпании или сотрудники пограничных пропускных пунктов должны удостовериться, будет ли гражданин допущен на территорию страны назначения, то есть проверить наличие у выезжающего оформленной визы. Если путника не пропускают через пограничный контроль в страну, куда он следует, то та же авиакомпания должна за свой счет вернуть его в страну, откуда он выехал. Однако, согласно принятой в Азербайджане практике, при выезде за границу лица с двойным гражданством на пограничном пропускном пункте у него в момент предъявления паспорта Азербайджанской Республики требуют заявить о наличии визы на въезд в страну следования (т.е. страну, гражданином которой пассажир является). Если же выезжающий предъявляет паспорт иностранного государства, чтобы доказать возможность беспрепятственного проезда в страну назначения, то у него спрашивают, есть ли у него виза на проживание на территории Азербайджана. В обоих случаях налицо нарушение прав гражданина. Практика, когда при въезде в Азербайджан гражданин Азербайджанской Республики, имеющий двойное гражданство, предъявляет паспорт иностранного государства, и при этом в него ставят штампы о въезде и выезде из страны, ему оформляют визу на въезд и выезд из Азербайджана, а внутри страны соответствующие органы регистрируют его в качестве иностранца, противоречит требованиям ст. 10 закона "О гражданстве Азербайджанской Республики". Тем самым фактически признается принадлежность гражданина Азербайджана иностранному государству, т.е. двойное гражданство. В конечном итоге непрофессионализм и некомпетентность в работе соответствующих служб оборачиваются нарушением законов и ограничениями прав наших граждан, живущих за рубежом. В соответствии с действующей Конституцией Азербайджанская Республика гарантирует юридическую защиту своих граждан, временно или постоянно живущих вне ее границ, и покровительствует им. Исходя из этого принципа, президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в своих выступлениях, особенно на встрече с главами дипломатических представительств и консульств Азербайджана за рубежом, затрагивал тему необходимости содействия интеграции наших граждан и в целом всех этнических азербайджанцев в общество стран проживания, ставил перед дипломатическими органами Азербайджана задачу обеспечить в своей повседневной работе правовую защиту живущих за рубежом сограждан. В соответствии с заявлениями президента республики о необходимости соблюдения требований законодательства, с целью преодоления вышеотмеченных юридических нарушений и недопущения их в будущем необходимо добиться верного и неукоснительного соблюдения законов. Лица, имеющие гражданство как Азербайджанской Республики, так и иностранных государств, должны пропускаться на территорию Азербайджана с паспортами Азербайджанской Республики. При выезде за границу в зарубежные страны, гражданами которых они являются, эти лица должны предъявлять лишь паспорт Азербайджанской Республики и паспорт страны следования как свидетельство наличия у них официального разрешения въехать в нее.
|
4.3.08
ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА
Xəbər Kateqoriyaları:
Government,
Human Rights
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment